@ARTICLE{26543118_97717562_2013, author = {Л. Л. Любимов}, keywords = {, воспитание, российское образование, гражданственность, идентичность, личность, универсальные компетенции, социальные компетенцииценностная система}, title = {Российская школа: воспитание гражданственности}, journal = {Вопросы образования}, year = {2013}, number = {1}, pages = {278-300}, url = {https://archive_vo.hse.ru/2013--1/97717562.html}, publisher = {}, abstract = {Любимов Лев Львович — доктор экономических наук, профессор, заместитель научного руководителя НИУ ВШЭ. Эл. адрес: lubimov@hse.ru В качестве одного из основных вызовов времени рассматривается эрозия гражданственности, чувства национальной идентичности и патриотизма, усилившаяся в десятках стран, по мнению автора, с ростом индивидуализма, глобализацией, генерирующей массовый космополитизм, нарастанием миграционных потоков. Обсуждаются предпосылки негражданственности российского населения, а также разрушения национальной общероссийской идентичности.Воспитание гражданственности ставится одной из приоритетных задач для школьной образовательной системы. Выделяются и характеризуются ключевые элементы национальных ценностей, которые, с точки зрения автора, должны стать основой формирования ценностной матрицы школьников. Рассматриваются те аспекты воспитания и социализации, которые формируют у школьников гражданственность, национальную идентичность и патриотизм. Отмечается, что освоение учебных программ, основанных на ценностном содержании, будет успешным, если их презентация осуществляется в форме развивающегося дискурса, привлекающего ребенка к свободному выражению собственного социокультурного и духовного опыта. Подчеркивается, что деятельностное воспитание, вовлечение школьника в общественную жизнь обусловливают понимание происходящих в локальном сообществе процессов, создают готовность к участию в принятии решений, их исполнении и разделенной ответственности за них и тем самым формируют положительное представление об активной гражданской позиции.Делается акцент на особой роли государства и его институтов в воспитании гражданственности, на связи этой педагогики с базовыми и легитимно проектируемыми свойствами конкретного общества.}, annote = {Любимов Лев Львович — доктор экономических наук, профессор, заместитель научного руководителя НИУ ВШЭ. Эл. адрес: lubimov@hse.ru В качестве одного из основных вызовов времени рассматривается эрозия гражданственности, чувства национальной идентичности и патриотизма, усилившаяся в десятках стран, по мнению автора, с ростом индивидуализма, глобализацией, генерирующей массовый космополитизм, нарастанием миграционных потоков. Обсуждаются предпосылки негражданственности российского населения, а также разрушения национальной общероссийской идентичности.Воспитание гражданственности ставится одной из приоритетных задач для школьной образовательной системы. Выделяются и характеризуются ключевые элементы национальных ценностей, которые, с точки зрения автора, должны стать основой формирования ценностной матрицы школьников. Рассматриваются те аспекты воспитания и социализации, которые формируют у школьников гражданственность, национальную идентичность и патриотизм. Отмечается, что освоение учебных программ, основанных на ценностном содержании, будет успешным, если их презентация осуществляется в форме развивающегося дискурса, привлекающего ребенка к свободному выражению собственного социокультурного и духовного опыта. Подчеркивается, что деятельностное воспитание, вовлечение школьника в общественную жизнь обусловливают понимание происходящих в локальном сообществе процессов, создают готовность к участию в принятии решений, их исполнении и разделенной ответственности за них и тем самым формируют положительное представление об активной гражданской позиции.Делается акцент на особой роли государства и его институтов в воспитании гражданственности, на связи этой педагогики с базовыми и легитимно проектируемыми свойствами конкретного общества.} }